Сайт предназначен для врачей
Поиск:

 

Аннотация:

Введение: в общей концепция повышения безопасности пациентов (БП) в процессе хирургического лечения равноправное место занимает коммуникационный компонент.

Высокий уровень и качество межличностных коммуникаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи, в значительной степени определяют адекватность правовой БП.

Цель исследования - оценка результатов совершенствования коммуникационного компонента БП в медицинской организации (МО), касающаяся критериев общения медицинских сестер (МС) и пациентов.

Материалы и методы: в «Узловой больнице на ст. Владикавказ ОАО «РЖД» (УБ) в рамках комплексной программы повышения качества и безопасности лечения реализуется ряд мероприятий по повышению правовой защищенности пациентов.

Плановый аудит уровня межличностных коммуникаций медицинских сестер и пациентов является важной частью процессного подхода к решению этой стратегической

лечебной задачи, регламентированной «Положением о комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности». У. В представленных

результатах этапного аудита качества этой работы в УБ 49 МС и 105 пациентов всех структурных подразделений нашей МО.

Результаты: только 25 МС из 49 опрошенных (51,0%) полагают, что пациенты считают их высококвалифицированными специалистами. Это достоверно более низкий показатель при сравнении с мнением врачей по этому пункту (72,7%) (р <0,01). Для сравнения среди пациентов подобную оценку контактирующим с ними МС дали 103 респондента (98,1%), (р <0,001). 87,8% МС уверены, что в глазах пациентов они представляются добивающимися хороших профессиональных результатов. Самооценка представителей среднего медицинского персонала по этому пункту была выше, чем врачей, среди которых это показатель составил в среднем 69,7% (р>0,05). Пациентов высоко оценивают контактирующих с ними МС по этой профессиональной характеристике (92,4%).

Считают себя заботливыми и сострадательными 29 МС (59,2%), что не отличается от самооценки врачей по данному пункту анкеты (60,6%). Сами же пациенты дали положительный ответ на этот вопрос в 96,2% (п=101) (р <0,001, по сравнению с самооценкой МС. 57,1% МС уверены, что пациенты считают их специалистами, уделяющими достаточно времени общению со своими подопечными. Последние же придерживаются подобного мнения в 102 случаях (97,1%) (р <0,001). При сравнении самооценок по этой характеристике, мнение врачей о своих профессиональных качествах оказалось более высоким - 84,8±6,2%, чем представителей среднего медицинского персонала (р <0,05).

Наши МС в только 22 случаях из 49 (44,9%) уверены, что они видятся пациентам ценными сотрудниками, хотя пациенты столь высоко оценили наш средний персонал в 100 случаях из 105 (95,2%) (р <0,001). Разности во мнениях между старшим (60,6%) и средним медицинским персоналом в данном пункте не было выявлено (р >0,05).

То, что их общение с пациентами бывает продуктивным, считают все 49 медицинских сестёр (100%), а с медицинским сёстрами - 98 пациентов (93,3%) (р <0,01).

Представительницы среднего медицинского персонала оценили степень взаимной полезности своего общения с пациентами в 88,9%, что оказалось выше, чем мнение врачей по этому пункту анкеты (81,7%) (р <0,05). Что касается параллельного мнения пациентов, то они одинаково достоверно выше оценили полезность для себя процесса общения с МС, выразившуюся в 98,3±0,6% и с врачами - 98,5±0,8% (р <0,001, для обоих сравнений).

МС оценили степень своей профессиональной подготовленности в вопросах общения с пациентами и их представителями на уровне 87,7%. Этот показатель был равен параметру, полученному при анкетировании врачей - 87,6%. МС, считающих необходимым усовершенствовать свои навыки общения с пациентами оказалось 39 (79,6%), в то время как врачей с подобным мнением, было 22 (66,7%) (р>0,05).

Необходимость включения вопросов совершенствования медицинских коммуникаций в программу преддипломной подготовки специалистов поддерживает 31 МС (63,3%), что достоверно уступает показателю врачей (п=31 или 93,9%) (р <0,05).

Выводы. Обеспечение лучшего доступа населения к медицинской помощи и высокий уровень ее безопасности имеют решающее значение для эффективности прикладной модели здравоохранения, реализуемой в каждой МО. В общей концепция повышения БП в процессе хирургического лечения равноправно высокое место занимает коммуникационный компонент. При регулярном мониторинге уровня межличностных коммуникаций всех субъектов медицинского права формируются более объективные условия для совершенствования информационно-правового компонента целостной системы БП.

ANGIOLOGIA.ru (АНГИОЛОГИЯ.ру) - портал о диагностике и лечении заболеваний сосудистой системы